Нож. Мистика и символизм ножей

С древнейших времен железному оружию приписывали мистические свойства. У греков железного оружия боялись души умерших. У славян профессия кузнеца была почти что признанием в общении с чертом — символизм огня.

Нож как символ

Вещи, окружающие нас в быту, с давних пор несут определенный символизм, смысловую нагрузку и подтекст, подчас отличающийся у разных групп и меняющий со временем свое значение. Не служит исключением и древнейший инструмент человека — нож. Его особенностью в современном мире является промежуточное положение — в массовом сознании он одновременно и инструмент, и оружие. Рассмотрим изменение отношения к ножу в различных историко-культурных формациях, способы его проявления с древности до новейшего времени.

Мистика ножа в культурах мира

В старых народных поверьях и обычаях нож предстает верным помощником и другом, который одновременно требовал к себе внимания и уважения. Он служил символом свободного и полноправного человека, а также оберегом от нечистой силы.

мистика ножей

У восточных и западных славян считалось, что брошенный в смерч нож рассеивает его и ранит злого духа “встречника” — беса-вихря. На нем может остаться кровь нечистого. Нож использовали для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой или послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. В Волынской губернии для охраны новорожденного от конвульсий мать, ложась спать или выходя из дома, клала нож в колыбель или брала его с собой. Там же баба-повитуха трижды обводила ножом вокруг кумы, когда та несла крестить ребенка, чтобы злой дух не мог приступить к младенцу. В колыбель нож клали “чтобы не приступила смерть или злой дух”. Особо оберегались, таким образом, дети до крещения. Иногда мать подкладывала под себя нож при кормлении грудью.

В Казахстане собравшиеся на праздник тосек той («праздник постели») отметить начало беременности молодой женщины, кладут ей под подушку ножичек, чтобы младенец появился на свет полноценным и здоровым и чтобы уберечь эту семью от порчи и завистливых глаз.

ножВ Ровенской области для того, чтобы черт не трогал скотину, требовалось встать до восхода солнца, раздеться, взять под левую руку нож или косу, трижды обежать во-круг хлева и забить их в стену. В Сибири было подмечено, что злые духи боятся железа и нож охотника служил ему не только инструментом, но и оберегом. В Скандинавии считалось, что напугать вредоносного духа может только желтый металл, поэтому детали рукояти и прибор ножен имели латунные элементы.

До сих пор суеверные люди кладут на ночь под кровать или матрас ножик. Его втыкают в подоконники и вешают над дверью в качестве оберега от воров и недоброго глаза, как это делали в древнем сказании сестры Финиста Ясна Сокола, чтобы защититься от вторжения. И сегодня знахари рекомендуют тем, кому кажется, что рядом обладатель дурного глаза, подержаться за что-нибудь железное. Например, за ножи или кинжалы, которые обладают еще более сильным защитным действием, чем сам металл.

В Белоруссии и Украине широко практиковалось процеживание молока через нож, серп или иголки. Например, в Черниговской области говорили, что если корова доится кровью, то надо лить молоко на клинок, положенный под цедилкой на подойник, этим “ведьме перерезаешь язык”.

Вместе с тем в былинах нож описывается и как одно из орудий колдовства. В Овручском районе говорили, что когда ведьма захочет молока, она идет к себе в хлев, забивает его в соху, и подставляет доенку, молоко так и бежит с него струёй. В других местах считалось, что ведьма вообще может доить чужих коров несмотря ни на какое расстояние, стоит ей только очертить круг на земле с заговором и в центр его воткнуть нож.

У моряков считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер, нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны, с которой он необходим.

Нож служил и для превращений…

Человек-оборотень, согласно славянской мифологии, становится волком, “перекинувшись” (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или землю один или двенадцать ножей. Через двенадцать ножей должен был перескочить или перевернуться колдун, чтобы в подполе превратиться в медведя. Считалось, что, украв их можно навек запереть его в медвежьей шкуре, а если колдун дознается, кто это сделал, то и себе обеспечить очень интересный остаток жизни. Тема порчи через “дурной” нож известна у якутов — считалось, что взятый у “дикого человека” чучуны (сычуны) плохой железный нож мог уморить всю семью охотника с ним самим.

Нож широко использовался в гадательной практике…

нож шаманаСибирские шаманы в ходе камлания жгли себя раскаленным железом и прокалывали ножами. А. А. Коринфский описал практику “допроса вихря о зиме”, производимого русскими крестьянами 3-го августа. Допрашивавший брал с собой нож и петуха. Как только начинала виться на перекрестке пыльная воронка, гадатель вонзал нож в середину её, держа в это время кричавшего петуха за голову. Затем производился допрос «летучего духа полуденного». По преданию, вихрь отвечал на задаваемые ему вопросы не хуже сегодняшнего диктора Гидрометцентра, причем намного правдивее.

В Белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу, хозяин обращался к знахарю с просьбой “засечь” её. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других, покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный с собой нож и произносил заговор, в котором просил Егория “засечь” скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал клинок в дерево и возвращался домой. На следующий день перед восходом солнца он снова шёл в лес и вынимал его из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его “засекали”, а также что оно защищено от волков.

У татар, когда сын уходит служить в армию, клинок втыкают в потолочную балку на кухне. На этот счет существуют разные поверья, и одно из них говорит, что нож непременно выпадает, когда погибает сын.

У кладоискателей существует примета: если путник вдруг замечает в поле огонек, то нужно перебросить через него какой-нибудь предмет. Если это был ножик, то зарытые ценности оказывались на том месте, где он упал, на глубине в половину роста человека. Щепанская Т.Б. описала практику гадания на пол будущего ребенка: просят женщину сесть на любой стул, если садится на тот где нож — девочка, ножницы — мальчик.

У нее же содержится описание своеобразных способов исцеления. Ножом (или безымянным пальцем) трижды обводили чирей — а затем сук в стене или лавке, как бы препятствуя процессу «рождения»: «Тебе, сук, не разраживаться, тебе, болезнь, не разбаливаться» или: «Ни у камени нет плоду, ни у чирья головы. В мертвом теле нет души. Сохни, как сук. Аминь, аминь». Те же манипуляции производились и при лечении грыжи и кил. Затапливая печь, держали в челе, в дыму, нож: «Как на ноже дым не держится, так на рабе божьем не держится тоска». При икоте предписывалось водить по телу человека ножом — это помогало. Казахи считали, что если храпящему во сне человеку пригрозить ножом — храп прекращается.

Нож и приметы

Если вы нашли на улице нож, необходимо подобрать его и взамен бросить монетку, как бы купить — это знак победы, исполнения давних желаний. Во многих национальных традициях находка ножа (независимо от его состояния) сулила удачу.

Однако панибратства нож не прощал. Оставленный без присмотра он мог быть легко использован против владельца: “Не покидай ножа на ночь на столе — лукавый зарежет” (Даль). Эскимоскам — женам рыбаков запрещалось показывать ножом в сторону моря: это могло сильно навредить мужьям. В Британии полагали, что если в воскресенье получить ранение ножом — рана будет заживать очень долго. Нож мог принимать участие и в ритуале порчи: колдуны Австралии острием специального костяного ножа из трубчатой кости человека или страуса указывали на жертву, произнося заклинания, после чего несчастный отправлялся на тот свет в страшных муках. С теми же целями ножом протыкали следы или тень жертвы и отрезали специальным куклам конечности.

У сборщиков целебных трав категорически запрещалось срезать цветки водяной лилии ножом или иным острым предметом. Полагали, что в таком случае растение истечет кровью. По поверью, человек, срезавший кувшинку, обречен видеть тяжелые, кошмарные сны.

У многих народов (например, русских и монголов) существовал запрет касаться ножом огня, мол, этим “отрезали огню голову”.

Нельзя дарить ножи и прочие острые предметы — это к ссоре…

В латиноамериканских странах поднесение ножа в подарок говорило о желании разорвать отношения. В европейской и американской традиции сложился целый ритуал безопасного возврата взятого во временное пользование ножа. Его нельзя передавать из рук в руки: один человек сперва клал ножик и только потом другой его брал. Возврат складного ножа должен быть произведен в том же виде, что его передача: сложенный подлежит возвращению сложенным, а раскрытый — раскрытым, иначе, мол, добрые отношения перерезаются.

У казахов тоже не принято дарить симпатизируемому человеку, а равно родственникам, сватам и союзникам огниво, нож, точило: из-за этого между сторонами начинает искриться недоверие, вспыхивает пожар конфликтов, завязывается «битва сорока ножей» (междоусобица) и скрытые враги науськивают брата на брата. Поэтому близкие люди в случае необходимости не выпрашивают друг у друга, а в тайне от всех похищают приглянувшееся огниво, нож или точило. Даже прознав о том, хозяин инструмента не вправе обижаться, чтобы не раздувать чреватое последствиями происшествие.

У сибирских охотников до сих пор существует культ личного ножа. Его берегут, его боготворят, ему даже придумывают собственное имя. Отдать нож в чужие руки считается дурной приметой. И ни в коем случае женщине: осквернит тотчас! Похожее отношению к рабочему инструменту отмечено и у профессиональных раздельщиков.

Порезаться новым клинком — очень плохая примета, он будет хотеть человеческой крови постоянно. Новым бытовым ножом рекомендуют сперва построгать дерево и порезать бумагу. Только боевые клинки (например, крис) должны были с самого начала вкусить человеческой крови: в средние века владельцу предписывалось “обновить” его на пленнике или просто нищем бродяге.

Поломка ножа во многих культурах воспринимается как предупреждение о катастрофе, порче, а покупка нового, по европейским поверьям, вызывает ревность у старого — он перестает резать и начинает стремительно ржаветь в отместку.

О.Б. Христофорова приводит якутские ножевые приметы. Если придется убивать много скота, нож при снимании шкуры с убитой скотины звенит. Во сне найти или получить в подарок нож, топор и т.п. — к рождению мальчика. У вора, которому скоро предстоит совершить кражу, нож стучит в ножнах ночью.

А вот в Индонезии стучащий в ножнах крис, наоборот, предупреждал владельца о грозящей ему опасности. В Европе если мужчине и женщине было суждено разделить одно ложе, для исключения нежелательной взаимной близости между ними в постель клался нож.

Нож принимал участие и в торжественных мероприятиях…

На Филиппинах владелец криса мог отправить его вместо себя на свадьбу — клинок вполне мог заменить владельца. В старину чуваши присягали, отрезав кусок хлеба и обильно посолив, стоя на коленях, с ножа съедали его. До сих пор, когда ребенок делает первые шаги, мать или бабушка проводит по земле ножом у него между ног, как бы перерезая путы.

У евреев обоюдоострый нож “измаил” участвовал в обряде обрезания. Исторически его роль выполнял острый каменный нож (Исх.4:25). Позже его заменила опасная бритва, а затем и скальпель хирурга.

Нож активно участвовал и в ритуале приготовления хлеба. Так в Белоруссии он символизировал труд каравайниц, а в Черниговской губернии после извлечения теста в пустую дежу втыкали нож. У многих народов его вручение молодому человеку, прошедшему обряд инициации, символизировала новый социальный статус — полноценного члена общины.

У кавказских народностей, яванцев, шотландцев, сикхов и во многих других культурах нож или кинжал служил обязательным элементом одежды, выходить без которого на люди было просто неприлично. Умирая, хозяин дома должен был оставить старшему сыну как знак главенства клинок.

Японские самураи, производившие обряд сэппуку (харакири) в качестве крайнего оправдания себя перед небом и людьми, гордились тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчеркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти.

Самурайский меч

Живот вскрывался специальным кинжалом для харакири — кусунгобу, считавшимся фамильной ценностью, которая хранилась обычно в токонома на подставке для меча, или вакидзаси — малым самурайским мечом. Самоубийство посредством перерезания горла (дзигай) исполнялось и женами самураев специальным кинжалом (кайкэн), свадебным подарком мужа, или коротким мечом, вручаемым каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия.

При похоронах крымские татары клали на тело покойника нож, а во многих древних культурах отмечено и захоронение ножа вместе с его владельцем.

Таким образом, играя активную роль в жизни человека, нож сопровождал его с момента рождения до последнего вздоха, а также становился частью не только материального, но и духовного мира.

Нож в быту

Упавший на пол нож вызывает сходную реакцию у русского, японца и американца, и только немцу это безразлично — у них нож (Messer) среднего рода. Тонкие знатоки примет, правда, вносят свои коррективы в эти наблюдения. Если упал нож — это означает приход гостя, но только в том случае, если нож воткнулся в пол. Вообще же вариантов толкования этого рядового события великое множество в зависимости от того, куда и как упал нож, в какой день недели и т.п.

Нож. Мистика и символизм ножейОсобые отношения между ножом и хлебом за столом. Нельзя передавать кому-либо кусок хлеба на острие — будут неприятности. Отрезав ломоть, не втыкают клинок в каравай — это к голоду. Воткнутый в хлеб без дела нож — кощунство. Исторически у славян хлеб резал глава семьи. А вот на Востоке хлеб разламывают руками, резать его ножом не рекомендуется, так как бытует поверье, что у того, кто его режет, Аллах урежет пищу. В США чистка и мытье хлебного ножа в воскресенье — скверная примета.

Нож между двумя разговаривающими — к вражде, а если нож лежит ребром на столе — к ссоре. Если при заточке ножа его острие указывает на другого человека — тоже к размолвке, мол, нож на него точишь. Казахи, завидев лежащий лезвием кверху нож, обязательно его перекладывают набок: такой нож лежит и желает чьей-нибудь смерти. А вот эвенкийская примета-прогноз рассматривает это как благоприятную примету: «Нож лежит острием кверху — предсказывает: лося убьешь».

Если, когда вы накрываете на стол, ножи случайно скрестились, это предвещает продолжительное путешествие. Скрещенная вилка и нож на тарелке — к ссоре или обиде. Чтобы отвадить напасть рекомендуют, держа нож вертикально, стукнуть трижды рукояткой по столу или бросить его на пол, и опасность пройдет стороной. Реакцию соседей по столу игнорируем, как малозначимую: более спокойный способ борьбы с возможными последствиями — прекратить трапезу или вообще уйти из-за стола. Очень плохая примета, развлекаясь, крутить нож на столе наподобие рулетки: соседи и хозяева могут вас даже попросить из-за стола.

В Казахстане если после трапезы личный нож или ножичек гостя оказался прибранным вместе со скатертью — нож обратно не возвращают: за резкой мяса и приемом пищи гость сам должен следить за своим инструментом, своевременно протирать и складывать в ножны. Гость вынужден молчать, ибо знает, что если попросит свой нож — не избежать последствий: рано или поздно пойдет «междоусобица в сорок ножей». Рассаженные за двумя подносами с мясом гости, испросив себе, ножи для резки мяса, возвращают затем их обратно с благодарностью и наколотым на острие кусочком сала.

Нож — мужское оружие, и белое сало призвано притупить его не всегда уместную агрессивность.

Наличие острых ножей на кухне обычно трактуется как присутствие домовитого и хозяйственного мужчины, а вот тупые ножи — прямое оскорбление навыкам и трудолюбию хозяина дома: “Какие ножи — таков и хозяин”.

Нож в регилиях и мифах

Упоминания о ножах часты в религиозной и мифологической литературе. В древнем Египте нож был магическим оружием, символом защиты и обезвреживания. Ножи, между которыми восходит солнце, служили символами победоносной борьбы бога Солнца Ра с силами нижнего мира, которые препятствовали его восходу. В «Книге Мертвых» многие виньетки показывают, как кот в качестве представителя Ра режет ножом живот олицетворению тьмы змее Аиоп. Нож часто является атрибутом богини в образе бегемота Тоэрис. В мифах серп луны часто называется ножом; Хонс, бог Луны, убивает на небе жертву для царя серпом луны как оружием, а Тот отрезает нарушителям закона (злодеям) головы. У египтян читалось, что культовым мог быть только каменный нож.

Удивительную близость образов имеет мифология майя и ацтеков. Символом хтонических сил, бога-творца, божества ночи, покровителем колдунов и жрецов был Тескатлипока, “капризный владыка”, одним из символов которого также был кремневый нож, хранимый на Луне. Одна из его ипостасей, жертвенный нож Ицтли, приняла самое непосредственное участие в рождении нынешней Пятой Эры после того, как первые четыре погибли в катаклизмах. Чтобы оживить Пятое Солнце боги совершили им жертвоприношение своей кровью. Жертвоприношение своей кровью, правда, носило вынужденный характер, так как планируемая жертва (божество Ксолотль) под нож ложиться не пожелал, скрывшись бегством и и заняв пост руководителя чудовищ и всего двойственного. Бегство такого рода рассматривалось как явное проявление трусости и малодушия.

Идея жертвы для продления жизни Солнца и легла в основу кровавых боен, устраиваемых жрецами во славу бога и постоянных войн, ведущихся ради пленников. Как не парадоксально это звучит для кого-то, но в представлении месоамериканца нож был не оружием убийства, а инструментом, предотвращающим мировую катастрофу и крах Пятой Эры. Вот почему божество Эцнаб олицетворяло собой одновременно жертвенный нож а также меч мудрости и очищения.

Сходные мотивы мы наблюдаем и в буддизме, где нож выступает в качестве символа освобождения и разрыва уз с материальным миром. У китайцев существовало поверье, что завладевший кинжалом Ксиан обретет беспредельное могущество, если у него хватит смелости вонзить кинжал себе в сердце. Согласно китайской мифологии, в загробном мире плохого человека ожидают суровые пытки, одной их которых служит гора с торчащими во все стороны ножами, на которых недостойные пребывают в ожидания очередного перерождения. Минангкабау Суматры считали, что после смерти душа должна пройти по острию ножа над пылающим Адом; грешники падают в огонь, праведные же восходят на Небо. В индуизме нож — непременный атрибут грозных божеств, терзающих тела недостойных.

В христианстве нож не только ритуальный инструмент жертвоприношения, обрезания и мученичества, но и разрушительный символ. Хотя нож и является атрибутом некоторых христианских святых мучеников, но чаще всего он выступает в качестве орудия пыток. Св. Варфоломея всегда изображали с большим ножом особой формы и иногда с куском человеческой кожи, перекинутым через плечо, поскольку, согласно легенде, его освежевали заживо. Св. Петру Мартиру также присвоен в качестве атрибута нож, как орудие, которым его мучили: он либо держит нож в руке, либо нож пронзает его голову. Св. Василиду разрезали живот ножом, ножом произвели усекновение гла-вы Иоанна Крестителя. Православные иерархи с недоумением указывают на крайности, довольно странные на их взгляд, до которых доходят некоторые верующие. Например, по общенародному верованию, в день Иоанна Крестителя грешно брать в руки нож, или если срубить им головку капусты, то на ней покажется кровь. Очевидно, что в этом случае верующий вспоминает обстоятельства смерти угодника и, в частности, орудие самой казни — нож, который, по их мнению, пролил невинную кровь.

Объясняется этот образ популярностью ножа, как орудия казни, на Ближнем Востоке. До сих пор на Балканах и Кавказе, а также в ряде мусульманских стран перерезание ножом горла с последующим отсечением головы является популярным видом приведения смертного приговора в исполнение. Им же производят ампутации конечностей в наказание у преступников. Так согласно постановлению руководства афганского движения «Талибан» и сегодня воровство наказывается ампутацией рук или ног.

Впрочем, и христианам пришлась идея превращения ножа в орудие палача. Так в Европе при четвертовании, если лошади не смогли разорвать несчастного, то палач делал разрезы ножом на каждом сочленении, чтобы ускорить казнь. Если меч правосудия имел ножны, то к ним прилагались дополнительные отделения для ножей, служивших инструментом для таких способов казни. Во Франции им сдирали кожу с прелюбодеев и уличенных в переводе библии. Впрочем, сдирание кожи с живого человека издавна практиковалось и на Ближнем Востоке, и в Риме, и в Китае, да и России. Скальпирование ножом применяли не только североамериканские индейцы — в средневековой Германии для наказания фальшивомонетчиков по Любекскому праву применялось снятие волос с головы вместе с кожей. Известна и другая варварская казнь — постепенное отрезание ножом от тела еще живого человека небольших кусочков плоти. Исследователи кровавой истории «партизанского движения ОУН» в Западной Украине отмечают, что распространенным способом казни еврея было его убийство специальным ножом, который перед этим освящался в церкви попом-националистом.

В Англии в XVIII веке взбунтовавшемуся матросу обычное наказание — повешение на рее, — в теплых южных морях могло быть заменено спусканием к голодным акулам за борт на канате так, чтобы ноги касались воды. В одну руку матросу давали нож, в другую дубину и начинался бой за жизнь длиною в сутки. После этого канат поднимали и прощали бедолагу. Если, конечно, было, кого прощать.

Таким образом, в Европе и Северной Америке нож под влиянием религиозных воззрений стал представлять собой инверсию символа меча. Он ассоциируется с местью и смертью, а также с жертвой. Короткий клинок ножа в обывательском сознании олицетворяет примат инстинктивных сил в том, кто им вооружен, тогда как длинный клинок меча представляет духовную мощь его владельца.

Отрывок из книги А.Марьянко – Символизм ножа

 2281
Поделиться: